Вы здесь: Главная | Сведения об образовательной организации | Образование | Образовательные программы | Основная образовательная программа начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования

Описание образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования

 

 Основная образовательная программа начального общего образования разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования муниципального казенного  общеобразовательного учреждения «Школа № 16» с. Верхняя Кабанка.

Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373», на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

ООП НОО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП НОО – программа действий всех субъектов образовательного процесса МБОУ Старохотмировская СОШ по достижению качественных результатов современного образования.

Основная образовательная программа учитывает возрастные особенности младших школьников и опирается на планируемые в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования результаты.

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет), являются:

  • смена ведущей деятельности ребёнка — переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (при сохранении значимости игровой, на базе которой развиваются учебные навыки и компетентности);
  • формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать свою учебную деятельность, осуществлять её контроль и оценку);
  • выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;
  • эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
  • приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
  • усиление роли самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности (формируется на основе оценки его «значимыми другими», которыми являются, прежде всего, взрослые, особенно учитель).

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Основными субъектами образовательного процесса являются учащиеся, родители, педагоги.

Начальное общее образование ставит перед собой следующие стратегические цели:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья, безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
  • развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;
  • формирование у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; опыта осуществления различных видов деятельности;
  • создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
  • помощь школьникам в овладении основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
  • приобретение каждым ребенком опыта и средств ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности;
  • становление учебного сообщества класса через разные формы учебного сотрудничества.

Назначение программы

Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы.

Цель: создать наиболее благоприятные условия для становления и развития субъектно-субъектных отношений ученика и учителя, развития личности школьника, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей; помочь ребенку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой.

Задачи:

  • обеспечение гарантий прав детей на образование;
  • создание и развитие механизмов, обеспечивающих демократическое управление школой;
  • стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
  • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
  • обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;
  • создание единого образовательного пространства, интеграция общего и дополнительного образований;
  • создание условий для развития и формирования у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма.

Приоритетные направления:

  • ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;
  • формирование мировоззрения через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности школьников;
  • совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;
  • сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;
  • развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.

Принципы реализации программы:

  • программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
  • принцип преемственности данной программы, программы развития и программы образовательного учреждения;
  • принцип информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в школе;
  • принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;
  • включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.

Прогнозируемый результат:

- повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования;

-проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника;

-обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;

-творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;

-удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:

Целевой раздел

  • Пояснительная записка
  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Содержательный раздел

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
  • Программы отдельных предметов, курсов (приложение с программами по отдельным предметам)
  • Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Организационный раздел

-Учебный план начального общего образования

-План внеурочной деятельности

-Система условий реализации ООП НОО

Организация образовательной деятельности

Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система.

Образовательные программы

Авторские программы УМК «Школа России».

Управленческие программы

  • Образовательная программа школы
  • Программа развития универсальных учебных действий
  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  • Программа «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
  • Рабочие программы учебных курсов

Учебно-методическое обеспечение

В образовательном процессе используются учебники и методические комплекты для реализации задач ООП НОО, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации по программе «Школа России».

Результатом реализации Программы является «модель» (образ) выпускника. Модель выпускника – совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с обучающимися.

Качества, которые должны быть сформированы у выпускников школы в соответствии с задачами по ступеням образования, определены в программе развития школы:

  • высокий уровень образованности;
  • культура мышления;
  • готовность к самостоятельной образовательной деятельности;
  • уровень развития познавательных интересов у учащихся;
  • готовность к творческой исследовательской продуктивной деятельности;
  • умение оценить явления и процессы окружающей жизни, самооценки собственных убеждений и поступков;
  • система нравственно-этических качеств;
  • готовность к самоопределению, межличностному общению с людьми;
  • потребность ведения здорового образа жизни.

Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:

  • освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана школы на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, т.е. овладение чтением, письмом, счётом, основными мыслительными операциями;
  • овладеть навыками учебной деятельности, дидактическими умениями в соответствии со ступенью обучения, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;
  • овладеть навыками детского творчества в различных видах деятельности.

Измерители реализации образовательной программы

1. Контрольные и комплексные работы.

2. Диагностика уровня обученности.

3. Результаты участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах.

4. Итоговая аттестация.

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, соуправления. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители  по учебной и воспитательной работе.